Вначале, по неопытности (и неумению читать форум) я допускала много ошибок, и одна мне очень дорого обошлась.
С тех пор, как родились младшие, я решила отсадить двух мальчиков отдельно, боялась что мелких они задерут. Так Шифер и Рубероид стали жить отдельно.
У них были две соединенные клетки 30х40х50. А мать семейства с детьми зажили в отдельной клетке побольше.
Но мальчики все время дрались, иногда даже забывая покушать, и худели. И виной тому была клаустрофобия и теснота. Один раз они подрались очень сильно, и вскоре я увидела, что Рубероид сидит на полочке и плачет. На нашу беду настали майские праздники, и я не могла найти, к кому отнести Рубероида. Все были на даче заняты посадками картошки, наверно. Как только смогла, сразу принесла его на прием, но там уже мало чем могли помочь. Тем более это был ветеринар, который дегу раньше в глаза не видел. Тогда я не только не знала, что делать, но и куда бежать, кому писать. Сейчас, наверно, спасла бы. Теперь понимаю, что он был во-первых, истощен (похудел), во вторых, нашла у него сильный прокус в области шеи, и возможно антибиотик или дексаметазон его бы вытащил. Плюс обязательная кормежка. Но тогда моя голова была совершенна пустая на эту тему. Металась и плакала, но не знала, что делать. Грела его бутылочками, пыталась кормить, колола ему инъекции, которые мне набрал врач, но что-то было упущено. В итоге мальчик похолодел, и умер, от покуса до кончины прошло дня три или четыре.
Как же быстро они могут сгореть, за считанные дни и часы.
С тех пор Шифер стал жить один. Я делала много попыток ссадить его с Промокашкой, но он начинал такую яростную атаку на нее и пытался снова укусить за шею, что мне стало страшно за Промку, не хотелось еще одной потери. Решили, что он будет жить один. Брать к нему товарища, к такому неадеквату, тоже было страшновато. В итоге он доживал один. Я ему прикрутила балкон снаружи клетки, деревянные мостики на кронштейнах. И выгул по тумбочке. Он навсегда остался диковатый, неадекватный и психанутый, но тем не менее любимый и обласканный.
Позже, когда мы переехали, смогли выделить ему большую клетку примерно 80 см в длину и 50 в ширину, в которой раньше жила Промокашка. А Промка с детьми переехала в новую большую двухуровневую клетку.
Так Шиферок жил один, и (почти) не тужил. Он был у меня единственный, кто умел строить норы из сена. Я ему обычно клала пучок сена в угол. Потом заметила, что он там углубление протоптал. Подкладываю сена еще - а назавтра там уже гнездо. Чем больше подкладываю, тем более шикарное жилище он устраивал. Перетаскивал сено, вытаптывал ходы внутри. При уборках приходилось эту красоту разрушать, но взамен он получал новую охапку сена, и снова был занят строительством.
Спать стал исключительно в своей норке, хотя я ему ставила тряпичные домики.
Как-то раз обнаружилось, что у него на глазу катаракта. Тут это особо не лечат, просто решили, что нужно строго держать диету. Но тем не менее, это особо не помогло. По диабету у дегу у местных врачей нет вообще никакого опыта.
Стали замечать, что он пьет гораздо больше, и очень много писает. Дальше было только хуже.. у него начались боли, он плакал. Врач определил, что у него увеличена поджелудочная железа, другой врач - что печень. Походов к врачу было очень много, а толку очень мало. Достали ему дексаметазон, опять же бестолку. Плакал, кричал, пытался убежать от боли в колесе. Метался. Обезболивающее практически не помогало. Вскоре ушел на радугу....
Врач на вскрытии увидел, что это был рак поджелудочной.
По поводу "почему не усыпили и зачем он у вас мучился", не хотелось бы такую тему поднимать, но острый период длился недолго, и все это время мы бегали как угорелые, один за лекарством, второй к врачу, пытались сделать хоть что-нибудь, вытянуть его или хотя бы облегчить. Сдаться не могли до последнего. Кроме того, об онкологическом диагнозе узнали только постфактум. Да и то не знаю, поднялась бы у меня рука усыплять, скорее бы просила обезболивающих посильнее.
Рубероид и Шиферок, мягких облачков вам и простите нас за все.

Шифер